Капли о былом. Реально ли возродить судоходство на реке Белой в Башкирии?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 33. АиФ-Башкортостан № 33 11/08/2020

За последние годы правительство не раз заявляло о планах возрождения и развития речного транспорта на главной реке Башкирии. Между тем после торжественного запуска речных прогулок в конце июня видимых подвижек в развитии пассажирских перевозок не наблюдается. Нечасто увидишь на Белой и грузовые суда, некогда круглыми сутками бороздившие просторы реки. 

Куда долетит «Чайка»?

Речные прогулки в Уфе стартовали 27 июня: так наградили молодых волонтёров, помогавших гражданам в период жёстких ограничений. Для этого отремонтировали простоявший несколько лет в доке теплоход «Чайка», рассчитанный на 54 пассажира. С 4 июля вокруг Уфы начал курсировать теплоход «Мираж», ранее принадлежавший Башкирскому речному пароходству, а два года назад выкупленный компанией «Речфлот». Было анонсировано, что в день будет осуществляться семь прогулочных рейсов от Конгресс-холла до Кузнецовского затона. В Башкирском речном пароходстве, которое было обанкрочено, своих пассажирских судов нет. В Службе речных переправ также сообщили, что судов в их распоряжении нет, и вся работа сводится к перевозке садоводов через Уфимку.

Между тем на набережной в районе Монумента Дружбы построен новый пассажирский причал. Составлено даже расписание круизов на 2020 год, но их самих в этом сезоне не было. В прошлом году состоялось три рейса, путёвка на неделю обошлась от 46 до 76 тыс. руб.

Весной Башкирское пароходство получило из регионального фонда займ на покрытие долгов и подготовку к навигации. Минземимущества разработало план развития пароходства. В нём содержатся и такие пункты как совершенствование инфраструктуры портов Уфа и Агидель, углубление дна рек Белой и Уфимки, увеличение парка судов разного класса для обслуживания туристических маршрутов.

«Перспектива пассажирских речных перевозок есть, она всегда востребована и никуда не делась, – считает ветеран флота Евгений Титов. – Как показывает мировая практика и советский  опыт, эту нишу займут частные речные перевозчики своими и арендованными судами. Для государства пассажирское судоходство убыточно».

Не хватает глубины

По данным Госкомтранса, в ведении республики находятся 37 судов различного класса. Годовой объём перевозимых грузов составляет около 1 млн тонн -это всего 1,5 % республиканского грузооборота.

Одной из причин свёртывания речных перевозок эксперты называют обмеление и зарастание русла Белой. Напомним, ещё три года назад «Росморречфлот» принял решение постепенно увеличивать гарантированную глубину главной водной артерии Башкирии. Бельский район водных путей и судоходства в навигацию 2020 года планировал поддерживать глубину Белой на отметке не менее 2 метров. Как показали исследования, есть возможность увеличить гарантированную глубину судового хода до 2,2 м. Работу планируется проводить поэтапно в течение пяти лет до 2025 года.

Уже за нынешнюю навигацию планируется перевезти до 1 млн тонн башкирских нефтепродуктов, будет задействовано около 100 танкеров и барж.

Летом 2020 года продолжились работы по дноуглублению Белой и восстановлению судоходства на реке Уфа.

Капля в море

По мнению директора Уфимского института биологии РАН, доктора биологических наук Василия Мартыненко, причина обмеления Белой – массовая вырубка леса в верховьях реки.

«Дноуглубительные работы – безусловно, вмешательство в экосистему водной артерии, но существенно на неё они не повлияют, это несоизмеримо с влиянием от выбросов в реку крупных предприятий, – говорит учёный. – Так, по сравнению с «белыми морями» содовой компании – это капля в море. А судоходство экономически целесообразно, и поэтому, конечно, дно Белой нужно углублять».

Именно углубление дна на 20-километровом участке Белой от Актанышского района Татарстана до деревни Груздевка Илишевского района Башкирии в рамках нацпроекта «Экспорт продукции АПК в РБ» осенью прошлого года открыло из республики морской грузовой путь за границу.

Комментарий

Гендиректор судостроительного завода, бывший руководитель «Башкирского речного пароходства» Павел Юрченко:

«Вкладывать значительные средства в приобретение старых судов или их ремонт в долгосрочной перспективе бессмысленно. Необходимо заняться реновацией судов, наладисть строительство высокомаржинального флота (нефтеналивного танкерного флота класса «река-море»), избавиться от бесперспективных судов или сдавать их в бербоут-чартер.

Начинать надо с полной модернизации затонского завода для производства специализированных мелкосидящих судов. Необходимо использовать все меры федеральной поддержки, в том числе длительный и встречный лизинг, замороженные активы Регфонда для встречного обеспечения иностранных инвестиций.

Необходимо разработать несколько стратегических направлений деятельности (пассажирские, магистральные перевозки, добыча и перевозка ПГС, судоремонт, судостроение), создать полноценную линию по добыче и перевозке ПГС (плавучие краны, баржи, буксиры, погрузчики, автотранспорт, цементовозы, бетононасос, сортировка, упаковка ПГС, гравия, песка).

Предлагаю возобновить договорные отношения с КАМАЗом для перевозки по воде автомобилей из Челнов в Нефтекамск, организовать контейнерную линию Уфа — Москва с транзитными заходами в Казань, Чебоксары и Нижний Новгород».

Источник aif.ru

Оцените статью
Капли о былом. Реально ли возродить судоходство на реке Белой в Башкирии?
Для школ Башкирии на 185 млн рублей закупают рециркуляторы, пирометры и дезсредства